Согласно правилам ОСАГО компенсацию пострадавшей стороне выплачивает страховая компания, которая выдала полис. Если страховщик отказывает в выплате или сумма явно занижена, то застрахованное лицо вправе оспорить его действия.
Претензию можно оформить по нескольким причинам:
- отказ в выплате компенсации;
- нарушение сроков выплаты (закон отводит на урегулирование финансовых вопросов 20 дней с момента поступления заявления от застрахованного лица);
- низкое качество ремонта, проведенного за направлением страховщика;
- заниженная сумма компенсации.
Страховщик вправе отказать в выплате, если причиной ДТП стало наступление форс-мажорных обстоятельств или водитель был пьян.
Оформление претензии
Чтобы составить обоснованную претензию, пострадавший должен обеспечить проведение независимой экспертизы для определения суммы ущерба. О ее времени и месте нужно заранее уведомить страховщика, представитель которого вправе присутствовать при исследовании.
Следующий шаг — оформление претензии. В ней нужно обозначить суть допущенных страховой компанией ошибок, и требование их исправить. К претензии прилагаются документы, подтверждающие сумму ущерба.
Закон отводит 10 дней на ее рассмотрение. У страховщика есть два варианта действий: выплата требуемой пострадавшим суммы или отказ в удовлетворении претензии с обоснованием причин такого решения. Если стороны не могут достичь согласия по сумме, то в любом случае компания перечисляет неоспариваемую часть компенсации.
Читайте также: Что делать, если на Ваше имя взяли кредит в банке?
Порядок обжалования
Если компания входит в состав РСА (Российский союз автостраховщиков), то целесообразно направить в него жалобу. В среднем срок ее рассмотрения занимает месяц. Но он может быть продлен, если РСА затребует дополнительные документы.
Примечание
Обращение в РСА особенно эффективно, если страховщик грубо нарушает нормы закона, например, отказывает в выплате без объяснения причин. Кроме того, Союз принимает на себя финансовые обязательства перед потерпевшим в случае банкротства страховой компании.
Еще один вариант — обращение к финансовому омбудсмену, решения которого обязательны для страховщиков. Стоит отметить, что служба занимается только спорами, возникающими по поводу прямых убытков. Все остальные вопросы, включая компенсацию морального вреда, – исключительная прерогатива суда.
Исковое заявление можно подавать сразу после получения отказа от страховщика. К нему нужно приложить доказательства, обосновывающие требования истца. Это может быть заключение независимой экспертизы. Если суд вынесет решение, не устраивающее потерпевшего, то его можно обжаловать в высшую инстанцию.